Вы можете посмотреть ниже
2.обучение на интерактивной доске,
4. виды разборов,
6. основные правила,
7. разные методы и виды работы на уроке,
8. план анализа произведения,
и мои конспекты к ним на сайте "Учителя вызывали?"
2. Правописание приставок. Приставки на з и с.
3. Фонетика.
4.Простые предложения.Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.
5. Простые предложения. Второстепенные члены предложения. Обособления.
6. Все о самостоятельных и служебных частях речи (сборник презентаций и разработок). Теория.
7. Фразеология.
8. Словообразование и морфемика.
9. Правописание приставок. Ъ и ь.
10. Все о словообразовании.
11.Схемы и тесты( сборник).
12. Сборник презентаций и разработок по лексике.
13. Сборник по морфемике.
14. Сборник работ по фонетике.
15 Собрание разработок по развитию речи.
16. Все по орфографии( тесты и презентации).
17. Все по синтаксису.
18. К урокам литературы и русского языка ( 5 класс).
19. Разработки к ГИА РЯ.
20 НЕ с раным частями речи.
21.Говори правильно. Словарик ударений
22. Все о чужой речи( презентации, урок, видео)
Говори правильно. Словарик ударений.
- О - А в безударных корнях -лаг- - -лож-
- О - А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос-
- О - А в безударных корнях -кос- - -кас-
- Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-
- И - Е в корнях с чередованием
- О - А в безударных корнях -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -ровн-
- О - Е (Ё) в корнях после шипящих
- И - Ы после Ц
- О - Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
- Приставки на ...з - ...с
- Приставки пре- и при-
- Гласные Ы и И после приставок
- Падежи и падежные окончания имен существительных
- Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие
- Разносклоняемые существительные на -мя
- Суффиксы существительных
- НЕ с существительными
- НЕ с прилагательными
- Суффиксы прилагательных
- -Н-, -НН- в суффиксах прилагательных
- Соединительные гласные О, Е в сложных словах
- Правописание сложных существительных
- Окончания имен прилагательных
- Правописание сложных прилагательных
- Имя числительное
- Склонение количественных числительных
- Склонение составных количественных числительных
- Склонение дробных числительных
- Склонение собирательных числительных оба-обе
- Склонение числительных полтора, полтораста
- Ь на конце и в середине числительных
- Местоимения
- Правописание неопределенных местоимений
- НЕ-, НИ- в отрицательных местоимениях
- Спряжение глаголов
- Спряжение глаголов настоящего времени
- Употребление Ь в глагольных формах
- Гласные в безударных суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
- Причастие как особая форма глагола
- Склонение причастий
- Действительные и страдательные причастия
- Действительные причастия настоящего времени
- Действительные причастия прошедшего времени
- Страдательные причастия настоящего времени
- Страдательные причастия прошедшего времени
- Причастный оборот
- НЕ с причастиями
- -Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
- Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных
- Деепричастие как особая форма глагола
- Деепричастный оборот
- Деепричастия несовершенного вида
- Деепричастия совершенного вида
- Наречие
- Степени сравнения наречий
- Правописание гласных на конце наречий
- -Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е)
- Правописание наречий через дефис
- Слитное написание наречий
- Раздельное написание наречий
- Служебные части речи
- Правописание предлогов
- Союзы
- Правописание союзов
- Разряды частиц
- Правописание частиц
- Словосочетание
- Типы предложений
- Виды сказуемого
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Второстепенные члены предложения
- Виды обстоятельств
- Типы односоставных предложений
- Особенности однородных членов предложения
- Знаки препинания в предложениях с однородными членами
- Обобщающие слова при однородных членах предложения
- Основные группы вводных слов
- Основные виды сложных предложений
- Знаки препинания в сложносочиненном предложении
- Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
- Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
- Знаки препинания перед союзом КАК
- Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
- Тире в бессоюзном сложном предложении
- Прямая речь и слова автора
Дидактические материалы от Азановой Г.И.
и презентацию на тему " Формы работы на уроке".
Словарь-указатель Орфография Пунктуация Стилистика
Орфография
I. Правописание гласных в корне
§ 1. Проверяемые безударные гласные§ 2. Непроверяемые безударные гласные
§ 3. Чередующиеся гласные
§ 4. Гласные после шипящих
§ 5. Гласные после ц
§ 6. Буквы э-е
§ 7. Буква й
II. Правописание согласных в корне
§ 8. Звонкие и глухие согласные§ 9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня
§ 10. Непроизносимые согласные
III. Употребление прописных букв
§ 11. Прописные буквы в начале текста§ 12. Прописные буквы после знаков препинания
§ 13. Собственные имена лиц
2. Сложные фамилии.
3. Составные нерусские имена.
4. Служебные слова при нерусских фамилиях и именах.
5. Китайские, корейские, вьетнамские, японские фамилии и имена.
6. Собственные имена в роли нарицательных.
7. Названия из области мифологии и религии
§ 14. Клички животных, наименования видов растений, сортов вин
1. Клички животных.
2. Наименования видов и сортов растений, овощей, фруктов, цветов.
3. Названия сортов и марок вин
§ 15. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах
§ 16. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий
§ 17. Географические и административно-территориальные названия
2. Нарицательные существительные в роли условных названий (типа Белая Церковь).
3. Названия титулов, званий и т. д. (типа мост Лейтенанта Шмидта).
4. Дефисное написание сложных географических названий.
5. Иноязычные родовые наименования в составе географических названий.
6. Служебные слова в составе географических названий.
7. Названия стран света.
8. Названия государств.
9. Административно-территориальные названия
§ 19. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов
§ 20. Названия праздников, народных движений, знаменательных дат
§ 21. Названия, связанные с религией
§ 22. Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм
2. Названия центральных организаций и учреждений.
3. Названия международных и зарубежных центральных организаций и учреждений.
4. Названия современных зарубежных и дореволюционных русских политических партий.
5. Названия учреждений местного значения.
6. Названия научных учреждений и учебных заведений.
7. Названия зрелищных предприятий и учреждений культуры.
8. Названия промышленных и торговых предприятий.
9. Названия предприятий и фирм, выделяемые кавычками
§ 24. Наименования должностей и званий
§ 25. Названия орденов, медалей, знаков отличия, премий
§ 26. Названия литературных произведений и средств массовой информации
2. Двойные названия литературных произведений.
3. Иноязычные названия органов печати.
4. Иноязычные названия телеграфных агентств.
5. Названия изданий типа «Собрания сочинений»
§ 28. Условные имена собственные
IV. Разделительные ъ и ь
§ 29. Употребление ъ
§ 30. Употребление ь
V. Правописание приставок
§ 31. Приставки на з-
§ 32. Приставка с-
§ 33. Приставки пре- и при-
§ 34. Гласные ы и и после приставок
VI. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
§ 35. Гласные о и е после шипящих
§ 36. Гласные после ц
VII. Правописание имен существительных
§ 37. Окончания имен существительных
2. Окончание предложного падежа существительных среднего рода на -ье.
3. Окончания родительного падежа множественного числа существительных на -ье и -ья.
4. Окончание родительного падежа множественного числа существительных на -ня.
5. Окончания -ым и -ом в творительном падеже имен собственных.
6. Окончания существительных с суффиксами -ищ-, -ушк-, -юшк-, -ишк-.
7. Окончания существительных с суффиксом -л-
2. Суффиксы -ец- и -иц-.
3. Суффиксы -ичк- и -ечк-.
4. Сочетания -инк- и -енк-.
5. Суффиксы -оньк- и -еньк-.
6. Суффиксы -чик и -щик.
7. Суффиксы -ние и -нье.
8. Слова с редкими суффиксами
VIII. Правописание имен прилагательных
§ 39. Окончания имен прилагательных
§ 40. Суффиксы имен прилагательных
2. Суффиксы -ов-, -оват-, -овит-, -ев-, -еват-, -евит-.
3. Прилагательные на -чий.
4. Суффиксы -ат-, -чат-.
5. Конечное ц основы перед суффиксом -чат-.
6. Прилагательные на -д-ский, -т-ский, -ц-кий, -ц-ский, -цц-кий.
7. Прилагательные с суффиксом -ск-.
8. Прилагательные от основ на -нь и -рь.
9. Прилагательные и существительные с сочетаниями -чн- и -шн- на стыке корня и суффикса.
10. Суффиксы -н-, -енн-, -онн-, -ин-, -ан- (-ян-).
11. Прилагательные на -инский и -енский
IX. Правописание сложных слов
§ 41. Соединительные гласные о и е
§ 42. Сложные слова без соединительной гласной
2. Слова типа вертишейка.
3. Сложносокращенные слова.
4. Слова типа вакуум-аппарат, динамо-машина, кресло-кровать.
5. Слова типа грамм-атом.
6. Слова типа анархосиндикализм.
7. Названия промежуточных стран света.
8. Слова с элементами вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-.
9. Слова типа любишь-не-любишь.
10. Слова типа бой-баба.
11. Слова типа альфа-частица.
12. Слова типа алмаатинцы.
13. Слова типа газо- и электросварка
2. Слитное написание сложных прилагательных, употребляемых в роли терминов.
3. Сложные прилагательные, одна из частей которых самостоятельно не употребляется.
4. Прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием.
5. Прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий.
6. Сложные прилагательные, выражающие сочинительные отношения.
7. Сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки.
8. Сложные прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком.
9. Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов.
10. Дефисное написание сложных прилагательных, употребляемых в роли терминов.
11. Сложные прилагательные в составе географических или административных названий.
12. Сложные прилагательные типа литературно-художественный.
13. Словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного или причастия
X. Правописание имен числительных
§ 45. Числительные количественные, порядковые, дробные
§ 46. Числительное пол-
XI. Правописание местоимений
§ 47. Отрицательные местоимения
XII. Правописание глаголов
§ 48. Личные окончания глаголов
§ 49.Употребление буквы ь в глагольных формах
§ 50. Суффиксы глаголов
XIII. Правописание причастий
§ 51. Гласные в суффиксах причастий
§ 52. Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных
XIV. Правописание наречий
§ 53. Гласные на конце наречий
§ 54. Наречия на шипящую
§ 55. Отрицательные наречия
§ 56. Слитное написание наречий
2. Наречия типа вдвое, по двое.
3. Наречия типа задолго, помногу.
4. Наречия типа вплотную.
5. Наречия типа впросак, начеку.
6. Наречия типа вовремя, навырез, вразрядку, в рассрочку.
7. Наречия типа вверх, вконец, навеки
2. Наречия типа во-первых.
3. Наречия типа всё-таки.
4. Наречия типа едва-едва, мало-помалу, не сегодня-завтра, с бухты-барахты.
5. Технический термин на-гора
2. Сочетания типа честь честью.
3. Сочетания типа без ведома, в старину, до отказа, на лету, под стать, с разбегу, на днях.
4. Сочетания типа за границу, на память, под мышкой, в сердцах.
5. Сочетания предлога в с существительным, начинающимся с гласной буквы
XV. Правописание предлогов
§ 59. Сложные предлоги
§ 60. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний
XVI. Правописание союзов
§ 61. Слитное написание союзов
2. Союзы тоже и также.
3. Союзы причём и притом.
4. Союз зато, наречия зачем, затем, отчего, оттого, почему, потому, посему, поэтому, почём.
5. Союз итак
XVII. Правописание частиц
§ 63. Раздельное написание частиц
§ 64. Дефисное написание частиц
Правописание не и ни
§ 65. Правописание не с именами существительными
2. Существительные типа неприятель.
3. Существительные типа неспециалист.
4. Написание не при противопоставлении.
5. Написание не при существительном в вопросительном предложении
2. Прилагательные типа небольшой.
3. Написание не при противопоставлении.
4. Написание не с относительными прилагательными.
5. Написание не при противопоставлении, выраженном союзом а или но.
6. Написание не с прилагательными, имеющими при себе пояснительные слова.
7. Написание не с краткими прилагательными.
8. Написание не со словами готов, должен, рад и т. п.
9. Написание не при сравнительной степени прилагательных.
10. Написание не с прилагательными на -мый.
11. Написание не с прилагательным в вопросительном предложении
§ 68. Правописание не с местоимениями
§ 69. Правописание не с глаголами
§ 70. Правописание не с причастиями
§ 71. Правописание не с наречиями
2. Наречия типа неплохо.
3. Написание не при противопоставлении.
4. Написание не при усилении отрицания.
5. Написание не с предикативными наречиями на -о.
6. Наречия типа негде, невдалеке, некстати.
7. Наречия типа не вполне, не иначе, не к спеху
XVIII. Правописание междометий и звукоподражательных слов
§ 73. Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов
XIX. Правописание иностранных слов
§ 74. Транскрипция иностранных слов
§ 76. Вопросительный знак
§ 77. Восклицательный знак
§ 78. Многоточие
XXI. Тире между членами предложения
§ 79. Тире между подлежащим и сказуемым
2. Подлежащее и сказуемое – неопределенная форма глагола (или существительное и неопределенная форма глагола).
3. Тире перед словами это, вот, значит и др.
4. Сказуемое – имя числительное.
5. Сказуемое – предикативное наречие на -о.
6. Сказуемое – идиоматический оборот.
7. Подлежащее – слово это.
8. Подлежащее – личное местоимение.
9. Сказуемое – вопросительное местоимение.
10. Сказуемое – имя прилагательное, местоименное прилагательное, предложно-падежное сочетание.
11. Тире в сносках
2. Тире в неполном предложении, образующем часть сложного предложения.
3. Тире в однотипно построенных частях сложного предложения
2. Тире для выражения неожиданности
2. Тире между собственными именами, образующими названия учений, научных учреждений и т. д.
XXII. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
§ 83. Однородные члены, не соединенные союзами
2. Точка с запятой между однородными членами.
3. Тире между однородными членами
§ 85. Однородные и неоднородные приложения
§ 86. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами
4. Однородные члены, связанные противительными союзами
§ 88. Однородные члены, соединенные парными союзами
§ 89. Обобщающие слова при однородных членах
2. Однородные члены с последующим обобщающим словом.
3. Однородные члены после обобщающего слова, не заканчивающие предложение.
4–5. Обобщающее слово и однородные члены в середине предложения
XXIII. Знаки препинания при повторяющихся словах
§ 90. Запятая при повторяющихся словах
§ 91. Дефисное написание повторяющихся слов
XXIV. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
§ 92. Обособленные определения
2. Определение в сочетании с неопределенным местоимением.
3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения в сочетании с причастным оборотом.
4. Два одиночных определения.
5. Одиночное определение.
6. Определение с обстоятельственным оттенком значения.
7. Определение в отрыве от определяемого существительного.
8. Определение при личном местоимении.
9. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных.
10. Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных.
11. Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола
2. Одиночное (нераспространенное) приложение.
3. Приложение при собственном имени.
4. Собственные имена лиц или клички животных в роли приложения.
5. Приложения, присоединяемые союзами.
6. Приложение при личном местоимении.
7. Приложение, относящееся к отсутствующему определяемому слову.
8. Употребление тире при обособленных приложениях
2. Два одиночных деепричастия.
3. Одиночное деепричастие.
4. Обстоятельства, выраженные именами существительными.
5. Обстоятельства, выраженные наречиями
XXV. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения
§ 96. Уточняющие члены предложения
2. Уточняющие определения.
3. Определения, конкретизирующие значения местоимений этот, тот, такой.
4. Слова вернее, точнее, скорее в роли вводных слов
§ 98. Присоединительные члены предложения
2. Бессоюзные присоединительные конструкции.
3. Знаки при присоединительной конструкции
XXVI. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
§ 99. Вводные слова и словосочетания
1. Разряды вводных слов по значению.
2. Разграничение вводных слов и членов предложения.
3. Пунктуация при словах наконец, в конце концов, однако, конечно, значит, вообще, главным образом, во всяком случае.
4. Запятая при встрече двух вводных слов.
5. Вводные слова в составе обособленных оборотов.
6. Вводные слова после сочинительного союза.
7. Вводные слова после присоединительного союза
§ 100. Вводные и вставные предложения
§ 101. Обращения
§ 102. Междометия
§ 103. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова
XXVII. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
§ 104. Запятая в сложносочиненном предложении
§ 105. Точка с запятой в сложносочиненном предложении
§ 106. Тире в сложносочиненном предложении
XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
§ 107. Запятая между главным и придаточным предложениями
§ 108. Запятая при сложных подчинительных союзах
§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
§ 110. Запятая на стыке двух союзов
§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении
§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
XXIX. Пунктуация при оборотах, не являющихся придаточными предложениями
§ 114. Цельные по смыслу выражения
2. Сочетания не то что, не то чтобы и т. п.
3. Сочетания (не) больше чем, (не) раньше чем и т. п.
5. Сочетания кто угодно, где попало и т. п.
6. Обороты типа есть чем заняться, найду куда обратиться и т. п.
7. Сочетание только и… что
§ 115. Сравнительные обороты
2. Обороты с союзом как.
3. Отсутствие запятой при оборотах с союзом как
XXX. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении
XXXI. Знаки препинания при прямой речи
§ 119. Прямая речь после авторских слов
§ 120. Прямая речь перед авторскими словами
§ 121. Авторские слова внутри прямой речи
§ 122. Прямая речь внутри авторских слов
§ 123. Знаки препинания при диалоге
XXXII. Знаки препинания при цитатах
§ 124. Кавычки при цитатах
§ 125. Многоточие при цитатах
§ 126. Прописные и строчные буквы в цитатах
§ 127. Пунктуация при ссылке на автора и на источник цитаты
XXXIII. Употребление кавычек
§ 128. Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении
§ 129. Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т. д.
§ 130. Названия орденов и медалей
§ 131. Названия фабричных марок машин, производственных изделий и т. д.
§ 132. Названия сортов растений
XXXIV. Сочетания знаков препинания
§ 133. Запятая и тире
§ 134. Вопросительный и восклицательный знаки
§ 135. Кавычки и другие знаки
§ 136. Скобки и другие знаки
§ 137. Многоточие и другие знаки
§ 138. Последовательность знаков при сноске
Стилистика XXXV. Выбор слова
§ 139. Смысловой и стилистический отбор лексических средств
§ 140. Устранение канцеляризмов и штампов
§ 141. Плеоназмы и тавтологии
§ 142. Благозвучие речи
§ 143. Использование фразеологических средств
XXXVI. Формы имен существительных
§ 144. Колебания в роде имен существительных
2. Слова, употребляемые в форме мужского рода.
3. Слова, употребляемые в форме женского рода.
4. Слова, употребляемые в форме среднего рода.
5. Слова, образованные при помощи суффиксов
§ 146. Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д.
2. Парные образования, принятые в нейтральных стилях речи.
3. Парные образования, используемые в разговорной речи
2. Субстантивированные слова.
3. Слова, обозначающие лиц.
4. Слова, обозначающие животных, птиц и т. д.
5. Географические названия.
6. Названия органов печати.
7. Аббревиатуры и сложносокращенные слова
2. Слова типа домище.
3. Сложные слова типа полчаса.
4. Сложносоставные слова типа плащ-палатка, вагон-ресторан.
5. Сочетание Москва-река.
6. Сложные географические названия типа Орехово-Зуево, Гусь-Хрустальный.
7. Сочетания типа пятое марта
2. Имена и фамилии типа Жюль Верн.
3. Имена и фамилии типа Карел Чапек.
4. Фамилии, оканчивающиеся на согласный звук.
5. Несклоняемые фамилии на -аго, -ых и др.
6. Нерусские фамилии, оканчивающиеся на гласный звук.
7. Украинские фамилии на -ко.
8. Китайские, корейские, вьетнамские фамилии.
9. Двойные фамилии.
10. Нерусские фамилии, относящиеся к двум лицам.
11. Сочетания типа два Петрова.
12. Женские отчества
§ 151. Формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных
§ 152. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода -е – -у(-ю)
§ 153. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) – -а(-я)
§ 154. Окончания родительного падежа множественного числа
§ 155. Окончания творительного падежа множественного числа -ями – -(ь)ми
§ 156. Употребление единственного числа в значении множественного
§ 157. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе
§ 158. Варианты суффиксов имен существительных
XXXVII. Формы имен прилагательных
§ 159. Полная и краткая форма качественных прилагательных
§ 160. Вариантные формы кратких прилагательных
§ 161. Формы степеней сравнения имен прилагательных
§ 162. Употребление притяжательных прилагательных
2. Прилагательные типа отцовский, материнский.
3. Прилагательные типа слоновый, змеиный.
4. Прилагательные типа лисий
XXXVIII. Формы имен числительных
§ 164. Сочетания числительных с существительными
2. Формы составных числительных.
3. Сочетания типа «22 суток».
4. Формы обоих – обеих.
5. Счетное слово пара.
6. Сочетания типа два и более.
7. Сочетания предлога по с числительными.
8. Сочетания типа 35,5 процента.
9. Числительные полтора и полтораста
§ 166. Числительные в составе сложных слов
XXXIX. Употребление местоимений
§ 167. Личные местоимения
2. Пропуск местоимения-подлежащего при глаголе-сказуемом.
3. Плеонастическое повторение личного местоимения в роли подлежащего.
4. Формы у неё – у ней.
5. Начальное н у местоимений 3-го лица
§ 169. Определительные местоимения
§ 170. Неопределенные местоимения
XL. Употребление форм глагола
§ 171. Образование некоторых личных форм
2. Личные формы глаголов типа выздороветь.
3. Глаголы зиждиться, зыбиться, стелить, чтить.
4. И з о б и л у ю щ и е глаголы типа полоскать, двигать.
5. Некоторые формы повелительного наклонения
2. Глаголы типа обусловливать – обуславливать.
3. Глаголы типа популяризовать – популяризировать.
4. Глаголы брезговать, видать, коптеть, лазать, мерять, мучать, подымать, прочесть, свистать, слыхать, стариться.
5. Глаголы движения.
6. Сочетание глаголов движения с названиями видов транспорта.
7. Формы типа мок – мокнул
2. Глаголы типа грозить – грозиться.
3. Глаголы кружить – кружиться, плескать – плескаться и др.
4. Двузначность конструкций с глаголами на -ся
§ 175. Формы деепричастий
XLI. Строй простого предложения
§ 176. Типы предложения
2. Конструкции типа просят не курить – запрещается курить.
3. Конструкции типа я хочу – мне хочется.
4. Обороты действительный, страдательный и безличный.
5. Предложения со смещенной конструкцией
2. «Расщепление» сказуемого.
3. Именительный и творительный падеж в составном сказуемом
§ 178. Место подлежащего и сказуемого
§ 179. Место определения в предложении
2. Несколько согласованных определений.
3. Несогласованное определение
2. Местоположение нескольких дополнений.
3. Конструкции типа мать любит дочь
2. Обстоятельства меры и степени.
3. Обстоятельство времени.
4. Обстоятельство места.
5. Обстоятельства причины и цели
XLIII. Согласование сказуемого с подлежащим
§ 183. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное
2. Конструкции типа большинство населения голосовало.
3. Условия постановки сказуемого во множественном числе
2. Значение нерасчлененного и расчлененного целого.
3. Обозначение меры веса, пространства и т. д.
4. Сочетания со словами лет, месяцев и т. д.
5. Сочетания с числительными два, три, четыре.
6. Составные числительные, оканчивающиеся на один.
7. Сказуемые при словах тысяча, миллион, миллиард.
8. Сочетания со словами все, эти, только и др.
9. Подлежащее – числительное без существительного.
10. Значение приблизительного количества.
11. Сочетания со словом несколько.
12. Сочетания со словами много, мало и т. п.
13. Сочетания со словами типа тройка.
14. Сочетания со словами типа масса, уйма.
15. Слова типа полчаса
2. Сочетание родового и видового понятий.
3. Сочетание нарицательного и собственного имени.
4. Согласование с подлежащим при наличии уточняющих слов, присоединительных конструкций и т. п.
5. Сказуемое при словах типа кафе-столовая
§ 187. Сказуемое при подлежащем – местоимении вопросительном, относительном, неопределенном, отрицательном
2. Относительное местоимение кто.
3. Относительное местоимение что.
4. Неопределенное местоимение
§ 188. Сказуемое при подлежащем – несклоняемом существительном, аббревиатуре, нерасчленимой группе слов, прозвище
2. Заимствованное несклоняемое слово.
3. Русская аббревиатура.
4. Иноязычная аббревиатура.
5. Условное название.
6. Нерасчленимая группа слов.
7. Прозвище
§ 189. Согласование связки с именной частью сказуемого
§ 190. Согласование сказуемого с однородными подлежащими
2. Роль союзов.
3. Смысловая близость однородных подлежащих.
4. Расположение подлежащих в порядке градации.
5. Влияние лексического значения сказуемого
XLIV. Согласование определений и приложений
§ 191. Определение при существительном общего рода
§ 192. Определение при существительном, имеющем при себе приложение
§ 193. Определение при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре
§ 194. Два определения при одном существительном
§ 195. Определение при существительных – однородных членах
2. Определение в форме множественного числа.
3. Определение при существительных с повторяющимся предлогом.
4. Определение при существительных в форме множественного числа.
5. Определение при сочетании типа брат с сестрой
2. Сочетания типа ракета-носитель.
3. Сочетания типа по имени, известный как, будь то, слова-вставки.
4. Сочетания типа витрина-стенд
XLV. Управление
§ 198. Беспредложное и предложное управление
2. Конструкция со с л а б ы м управлением.
3. Обороты со словами кроме, вместо и др.
2. Предлоги с и з ъ я с н и т е л ь н ы м значением (о, про, насчёт и др.).
3. Предлоги с п р о с т р а н с т в е н н ы м значением (у, при, около и др.).
4. Предлоги с в р е м е н н ы м значением.
5. Предлоги с п р и ч и н н ы м значением (благодаря, ввиду, вследствие и др.).
6. Предлоги по – о при глаголах, обозначающих душевное переживание.
7. Отыменные предлоги в отношении – по отношению и др.
8. Предлоги в деле, в области, в части, за счёт, по линии.
9. Сочетания типа в введении – во введении
2. Сочетания в отсутствие, в двадцатых годах и др.
3. Предлоги исключая, между, сообразно.
4. Конструкции с двойной зависимостью
2. В и н и т е л ь н ы й падеж.
3. Ф а к у л ь т а т и в н о е употребление обоих падежей.
4. Дополнение при глаголе с приставкой недо-.
5. Отрицание не не при переходном глаголе.
6. Падеж дополнения в предложениях со с м е щ е н н о й конструкцией
§ 203. Различные предложно-падежные формы при одном управляющем слове
2. Конструкции типа выпить воду – выпить воды.
3. Конструкции типа искать место – искать места.
4. Родительный в р е м е н н о г о п о л ь з о в а н и я.
5. Конструкции типа обязан кому чем.
6. Конструкции типа друг отца – друг отцу.
7. Конструкции типа близкий ч е м у – близкий к ч е м у
2. Нанизывание других падежей.
3. Нанизывание падежных форм с одинаковыми предлогами.
4. Нанизывание инфинитивов.
5. Родительный с у б ъ е к т а и родительный о б ъ е к т а
XLVI. Предложения с однородными членами
§ 206. Союзы при однородных членах
§ 207. Предлоги при однородных членах
§ 208. Ошибки в сочетаниях однородных членов
2. Лексическая несочетаемость.
3. Несочетаемость видовых и родовых понятий.
4. С к р е щ и в а ю щ и е с я понятия.
5. Неясность при разных рядах однородных членов.
6. Неправильное попарное соединение однородных членов.
7. Морфологическая несочетаемость.
8. Ошибки при использовании сопоставительных союзов.
9. Нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом.
10. Неоднородные синтаксические конструкции
XLVII. Сложное предложение
§ 209. Союзы и союзные слова
§ 210. Ошибки в сложных предложениях
2. Смещение конструкции.
3. Неправильное употребление союзов и союзных слов.
4. Неправильный порядок слов.
5. Смешивание прямой и косвенной речи
XLVIII. Параллельные синтаксические конструкции
§ 211. Причастные обороты
2. Обособленный и необособленный причастные обороты.
3. Значение времени, вида и залога у причастий.
4. Согласование причастий.
5. Порядок слов в причастном обороте.
6. Пояснительные слова, необходимые для полноты высказывания.
7. Замена придаточного определительного предложения причастным оборотом
2. Место деепричастного оборота в предложении.
3. Синонимика деепричастного оборота и других конструкций
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы
Э Ю Я
Разработки, дополнительное к урокам литературы
Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо:
- установить качественно-количественное соотношение между буквами и звуками в слове;
- охарактеризовать каждый звук.
Слог - минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: о-го-род-ни-че-ство.
Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Ударный слог произносится длиннее, сильнее и отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).
Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экзаменом, мне больно, ранен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).
Ударение в слове одно, однако, если слово длинное, может появиться побочное ударение: электростанция.
Русское письмо не является звуковым, в силу этого в русском языке существуют определенные буквенно-звуковые соотношения. К наиболее частотным и обычно вызывающим затруднение при написании транскрипции слова, или его звукового состава, относятся следующие:
- буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я начале слова, после гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла – [йула]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи - [ручйи];
- несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): возчик – [вощик], детский – [д'эцк'ий].
30 согласных образуют пары по твердости/мягкости: [б - б', в - в', г - г', д - д', з - з', к - к', ,л - л' ,м - м', н - н', п - п', р - р', с - с', т - т', ф - ф', х - х'].
Всегда твердыми, или твердыми непарными, являются [ж, ш, ц], а всегда мягкими, или мягкими непарными, – [й, ч, щ].
Всегда звонкими, или звонкими непарными, являются [й, л, м, н, р], а всегда глухими, или глухими непарными, – [х, ц, ч, щ].
Следует учитывать и тот факт, что в потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга. Сравните, например, произношение предлога к в положении перед глухим и звонким (к тебе – [кт'эб'э], к дому - [гдому]), начальную и в изолированном употреблении и при наличии предлога (идеал – [ид'эал], в идеале – [выд'эал'э]).
В некоторых случаях допускается несколько вариантов произношения того или иного слова: мясной — [м'исной] и [м'эсной], (о) терпении – [т'эрп'эн'ии], [т'эрп'эн'ийэ], [т'ирп'эн'ии] и [т'ирп'энийэ], цепочка – [цэпочка] и [цыпочка].
Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).
1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове,
укажите ударный слог.
3. Запишите фонетическую
транскрипцию слова.
4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),
звонкие, глухие (парные, не
парные), какой буквой обозначены.
5 Укажите количество звуков и букв.
Образец разбора
отбелить
о-тбе-лить 3 слога
3-ий слог является ударным [адб'ил'йт']
[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;
[д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д']); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;
[б'] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п']);обозначен буквой «б»;
[и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;
[л'] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;
[и] — гласный, ударный; обозначен буквой «и»;
[т'] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д']); обозначен буквами «т», «ь».
7 звуков, 8 букв
не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт, прилагательное же богатый утратило отношения
производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.
грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.
- наречия,
- деепричастия,
- сравнительная степень прилагательного,
- некоторые существительные (пальто, шоссе),
- некоторые прилагательные (беж, мини),
- некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).
Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в дом. Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.
- им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад, снег;
- им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость, мышь; им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен, обижен, снят;
- им.п. некоторых числительных: двенадцать, шесть, один;
- род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок (чулк-и), семей, (се[м ' й ]);
- им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов (ср. Зевсов), сестрин (сестрин), рыбий (ры[б' й ]).
- ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел, разговаривал, находился, приходил бы, заблудился бы.
Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.
данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов.
- форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^бы (ср. занес-л-а бы);
- ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий => синь, синий => син- ев-а);
- им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать=> бег^, бегать => бег-отн-я).
-тель- суффикс лица (читатель),
-к- суффикс предмета (терка),
-ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность),
-ний- суффикс действия (горение),
-ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).
- суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
- суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;
- видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
- суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий, купивший, забытый;
- суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав, пригнувшись.
В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).
- Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
- Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
- Выделить основу.
- В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Ветер по морю гуляет…
(По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море; н.ф.- море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.; обстоятельство.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (инфинитив).
2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.
3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Работай до поту, так поешь в охоту.
Работай – глагол, обозначает действие, (что делай?) работай; н.ф.- работать, несов. в., I спр., невозвр., неперех., в повел накл., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.
Поешь- глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь, н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).
2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).
3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…
Светлей (струя)- им. прилаг., обозначает признак предмета, струя (какова?) светлей; н.ф.– светлый, качеств., в сравнит. степ. ср.; сказуемое.
Золотой (луч)- им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой; н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.; определение.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж).
2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль ( чаще вместе с существительным, к которому относится).
Образец разбора.
Школьный участок занимает десять гектаров.
Десять– им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять; н.ф.- десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.; дополнение.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд по значению.
2. Неизменяемость.
3. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
С севера порывисто дул ветер.
Порывисто– наречие, обозначает признак действия, дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.; обстоятельство.
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.
Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая, остыть + -вш-(ая); н.ф.- остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.; определение.
Окутана- особая форма глагола – причастие, (какова?) окутана, окутанная – окутать+ -нн-(ая); н.ф. – окутанный, страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; в краткой форме, в ед. ч., ж. р.; сказуемое.
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.
1.Вид.
2.Возвратность.
3 Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.
Окутывая - особая форма глагола – деепричастие, (как? что делая?) окутывая, окутывать + -я-; несов. в., невозвр., неизмен.; обстоятельство.
Морфологический разбор предлога
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Простой или составной.
2. Производный или непроизводный.
3. Неизменяемость.
Образец разбора.
По небу метались встревоженные галки.
Морфологический разбор союза
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).
2. Простой или составной.
3. Неизменяемость.
Образец разбора.
Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.
Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения; подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.
Морфологический разбор частицы
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).
2. Неизменяемость.
Образец разбора.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
И – частица, вносит дополнительное значение усиления, модальная, усиление, неизменяемая.
Не – частица, служит для выражения отрицания, модальная, отрицание, неизменяемая.
Cинтаксический разбор простого предложения
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа — костер светит. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.
Схема предложения:
В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа — сады пахнут. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.
Схема предложения:
В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.
3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а.
Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе — оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения — лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения — оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.
Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения — точка.
2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что. В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как? в какой мере?).
Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.
Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.
Схема лексического разбора слова.
Образец лексического разбора слова.
Интерактивные методы на уроках русского языка
При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества,самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.
Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Устная работа
3.Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает,другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить».Она полезна при проверке сложного домашнего задания.
4.На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: ко(л, лл)екц..я, (не)брежно, выр..щенный.
Письменные работы
1.«Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит,сколько должно быть слов или словосочетаний.
4.Ребята часто получают на дом задания творческогохарактера ( написать сочинение,сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку. Например, дома ребята составляют рассказ с использованием несклоняемых существительных, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и обозначают род несклоняемых существительных, то есть выполняют грамматическое задание. Затем наиболее интересные, на взгляд ребят,работы зачитываются вслух, а уже потом проверяются учителем.
пятачок -расписка–
пчелка -жильё –
косьба -досуха –
объяснить -беседовал –
умываешься –
Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его на доске напротив слова на такое же орфографическое правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение морфем обязательно).Некоторые слова требуют записи напротив нескольких слов, данных в столбике на доске. Возьмем, к примеру, слово старьё.Ученик будет прав, если запишет его не только напротив слова жильё(правописание разделительных ъ и ь), но и в паре со словами пятачок, овчинный, косьба, объяснить, жильё(правописание проверяемых безударных гласных в корне слова). Слово колет ученик должен записать напротив слова умываешься (правописание безударных личных окончаний глаголов). А как поступить со словом предостеречь? В нем встретились орфографические правила на правописание неизменяемых приставок (пред-, о-), непроверяемой безударной гласной в корне слова, ь на конце глагола в неопределенной форме после ч.Учащиеся соотносят слово предостеречьсо словами в столбике. Получаются следующие пары:
стари..ый -ч..рный –
ни..кий -дыш..щий –
пред..стория -выкач..нная (из подвала бочка)–
парч..вая -жгуч..-
ц..гейка –выт..рать –
Вя..кий, были..ый, с..грать, ситц..вый,ц..стерна, ж..лтый, камен..ик, свеж.., ра..бежаться, соб..ру, овраж..к,бор..щийся, расстрел..нный, пр..вокзальный.
беспорядок – разбежаться
старинный – былинный
низкий – вязкий
предыстория – сыграть
парчовая – ситцевый
цигейка – цистерна
преграда – привокзальный
мячик – овражек
черный – желтый
дышащий – борющийся
выкаченная – расстрелянный
жгуч – свеж
вытирать – соберу
Иногда эту игру провожу в форме соревнования между двумя командами или рядами, сама же наблюдаю за ходом игры, веду учет ошибок. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.Эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления,повышает сознательность в применении правил.
Игру«Определи пару» предлагаю детям и при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеологические обороты, затем читаю другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные.
П р и м е р ын ад о с к е:
тертый калач-отдать богу душу –
ни рыба ни мясо-кот наплакал –
дать нагоняй-с пустыми руками –
Фразеологизмы,читаемые учителем: Несолоно хлебавши, приказать долго жить,с гулькин нос, ни богу свечка ни черту кочерга, стреляный воробей, во все лопатки, намылить шею.В целях активизации мышления учащихся учитель может предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на доске (в нашем случае – во все лопатки). В таком случае пары не будет.
дать нагоняй –намылить шею
отдать богу душу –приказать долго жить
кот наплакал – с гулькин нос
с пустыми руками –несолоно хлебавши
В другой раз перед учащимися ставится цель записать пары антонимов. Такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или фразеологизмы,недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активный словарь.
Игру«Определи пару» провожу как в письменной, так и в устной форме.Эта игра способствует повышению интереса учащихся к изучению русского языка.
Сколько согласных букв?
Какие две буквы в русском алфавите называют немыми?
Можно ли поставить знак равенства между словами азбука и алфавит?
Что изучает раздел науки о языке«Фонетика»?
Что изучает раздел науки о языке«Графика»?
Чему нас учит орфоэпия?
Каких звуков больше, гласных или согласных, мы употребляем в речи?
7.Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков. (1 очко.)
Лоб – название настила (пол);
Люк – большой мешок (куль);
Ток – домашнее животное (кот);
Шёл – неправда (ложь);
Шей – просьба (ешь);
Куб – связка, охапка чего-либо (пук);
Лёд – материал для крыши (толь).
16.Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот,дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? (1 очко.)
- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Евстигнеев берет ручку и пишет:
- Никада!
-Почему так ответил Евстигнеев?
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы» (второй урок).
Ход урока
1.Организационный момент.
Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
- Не дерись
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши –
Уже пора.
Ну, ни пуха
Ни пера!
Через час
Еле живой
Петушок
Идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двор
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
2. Слово учителя:-Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с фразеологическими оборотами и побываем вместе с вами в одной необычной стране - Фразеологии. А пропуском в эту страну будут ваши правильные ответы на вопросы:
Обратите внимание на ударение: Гроша ломаного не стоит.
Семи пядей во лбу.
Львиная доля.
Смотреть сквозь пальцы.
Обвести вокруг пальца.
- Значение всех фразеологизмов вам понятно? Давайте обратимся к словарю.
его поминай как звали;
он сквозь землю провалился.Запишите любой вариант предложения, объясните постановку запятой.
2. Как называются слова с противоположными значениями?Антонимы встречается и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару: кот наплакал;хоть иголки собирай; слова не вытянешь;куры не клюют;
хоть глаз выколи;рта не закрывают;
по чайной ложке;на ночь глядя;
чуть свет;не покладая рук;
повесить нос;воспрянуть духом;
сидеть, сложа руки;как кошка с собакой;
душа в душу;единым духом.
(Все слова даны на карточках, написаны в два столбика).
Он в этот час, как говорится, готов сквозь …
О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра?
5. Героями многих фразеологизмов являются животные.Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма,составьте с любым из них предложение.
На ухо наступил…;
покупать … в мешке;
смотрит как … на новые ворота;
биться как … об лед.
6. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос. Как говорят… о кротком,безобидном человеке;
о чувстве большой неловкости, стыда;
о человеке,который пришел не вовремя, некстати;
о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.
(Рядом в столбике записаны выражения: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится. Учащиеся должны выбрать подходящие по смыслу фразеологизмы).
Устойчивые сочетания слов,возникшие из различных ремёсел.
Крылатые слова.
Фразеологические обороты, входящие в каждую группу, имеют интересную, увлекательную историю происхождения.
Выступление учащихся.
- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно сегодня понравилось?
Литература
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: Художественная литература, 1987.
- Васильева Ф.И, Лихошерст Н.В. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.
- Зобернюс О.П. Парная и групповая работа на уроках русского языка. //Русский язык в школе// 2008, № 7.
- Коротаева Е.В. Психодидактика интерактивного обучения. //Русский язык в школе// 2008, № 8.
- Севостьянова Т.И. Клуб знатоков: фонетический турнир. //Русский язык в школе// 2005, № 3.